Хасан Алкадарский – Великий ученый Ислама
Земля южного Дагестана в дореволюционные времена славилась учеными-алимами. Среди них особняком выступает личность внука шейха Мухаммада аль-Ярагъи, Хасана бин Абдуллаха бин Курбанали из селения Алккадар, Куринского округа.
Хасан Алкадарский родился в аварском ауле Балахуни, где его отец Абдулла учился у своего устаза Мухаммада Ярагского. Мать Хасана-эфенди звали Хавсат бинт Мухаммад аль-Ярагъи.
Первоначально, Хавсат была замужем за первого имама Дагестана, ученика Магомеда Ярагского Газимухаммада. После того, как Газимухаммад пал смертью шагьида, шейх Ярагский выдал ее за своего ученика Абдуллу, от которого она и родила будущий маяк знаний, для дагестанских ученых.
Хасан-эфенди в совершенстве овладел разносторонними знаниями в том числе по риторике, грамматике, юриспруденции, астрономии, логике и многих других. Прекрасно владел арабским и тюркским языками. Среди его учителей был такой известный в Дагестане ученый как Мирза-Али из селения Ахты.
Хасан Алкадарский воспитал много умелых учеников, которые принесли немало пользы родной земле. Он лично является автором множества произведений, самыми известными из которых являются «Асари-Дагестан» — труд в котором автор излагает историю Дагестана с давних времен; «Диван аль-Мамнун» — в котором автор в стихотворной форме изложил события, происходившие в 1877 году на территории Дагестана; «Джираб аль-Мамнун» — теологический трактат, в котором автор дает ответы по наиболее важным и интересным вопросам, которые ему задавали видные ученые и религиозные деятели, как из Дагестана, так и за ее пределами.
Хасан-эфенди обладал феноменальными знаниями и памятью. Свой труд «Джираб аль-Мамнун» он написал находясь в заточении. Причем, не имея под рукой литературы, куда он мог бы смотреть при ссылках, он ответил на все вопросы и указал название книги на которую он ссылается, и более того том и страницу. Конечно, для каждого разумного человека, становится ясным, что такие способности вложил в него никто иной как Всевышний Аллагь.
В данной книге, Алкадари отвечает на вопросы известных даргинских и аварских ученых, одним из самых известных из которых является Мухаммад-Али из селения Чох.
Обращает на себя внимание, то, как великие ученые общаются между собой, соблюдая этикет приличия. Эта книга и сегодня является незаменимым источником при рассмотрении возникающих у джамаата вопросов.
Есть там и такие фетвы, которых не встретишь ни в одной другой книге.
Одним из потомков Хасана Алкадарского, известного в наше время, является советский и российский востоковед, историк, исламовед — Амри Рзаевич Шихсаидов.
Да увеличит Аллагь благодать от таких людей и не оставит нас без им подобных.