Это некоммерческий проект. Если вы хотите разместить контент на этом сайте пишите на вацап 8988-205-80-60

 Если Вы нашли на сайте материалы нарушающие авторские права, просим Вас сообщить нам об этом. Спасибо. 

​Свадебные традиции Адыгов

Свадебные традиции Адыгов

Сватовство

У западных адыгов сватовство называется «псэлъыхъо», то есть поиск души. Если раньше парень вместе с

друзьями в поисках девушки своей мечты ездил по аулам, то сегодня такой поиск не столь актуален. Поиск

души в наше время идет по всем направлениям: от знакомств на улице, на каких-то торжествах до

знакомств в интернете.

Согласно институту сватовства у адыгов для девушки достигшей брачного возраста принято выделять

«пшъэшъэ унэ» — отдельную комнату или дом (в зависимости от достатка семьи) для общения с

потенциальными женихами в присутствии младшей сестры или подруги.

В наше время молодые люди часто стесняются зайти в гостиную девушки. Мужчины постарше активно

завоевывают внимание понравившейся девушки: и цветы, подарки, и необычные сюрпризы. Главное, это

рекламная компания его друзей, которые вечерами напролет агитируют девушку выйти замуж.

Настает счастливый момент, когда девушка дает согласие, и пара обменивается залогом верности — Iэуж

(знак того, что достигнуто соглашение о свадьбе), назначают день свадьбы. Семья жениха готовится к

празднованию, оповещают родственников жениха о предстоящей свадьбе, распределяют обязанности.

Цвет платья невесты мог быть любым, вплоть до черного, но предпочтение отдавалось оттенкам

бордового

Раньше невеста сама шила себе свадебное платье. Адыгские девушки (адыгэ пщащэ) не выходили замуж в

белом платье. Цвет мог быть любым вплоть до черного, но предпочтение отдавалось оттенкам бордового.

Сейчас девушки покупают готовые платья или шьют их на заказ. В последнее время девушки делают выбор

в пользу адыгского национального костюма (адыгэ фащэ), в основном белого цвета.

Образ невесты в национальном костюме «сае» — это образ романтической красавицы, в которой изысканная

внешность сочетается с простотой и естественностью движений. Образ жениха в черкеске «цый» – это

образ достойного и храброго мужчины, для которого главное в его жизни честь.

Сегодня адыги играют свадьбу в течение двух дней и совершить почти все сопутствующие мероприятию

обряды, хотя в прежние времена свадьбы играли месяцами, обряды растягивались на годы.

Нысащэ (День поездки и привоза невесты)

У адыгов невесту раньше забирали из родительского дома вечером и свадьбу играли всю ночь. В наши дни

стало модно приезжать за невестой в полдень. Испокон веков за невестой отправлялись друзья жениха с

гармонистом и одной девушкой для сопровождения невесты к будущим родственникам, но в наши дни за

невестой едут молодые люди и девушки со стороны жениха, которые приглашены на свадьбу.

Особо стоит остановиться на транспорте. В старину за невестой отправлялись на лошадях, невесту везли в

повозке, потом в моде стали бортовые машины, а сейчас красивые машины, из окна которых, на ветру

развевается адыгский флаг.

Вывод невесты сопровождается красивой свадебной песней с припевом, которую исполняют мужчины. Как

только молодые переступают порог дома невесты, свадебному кортежу преграждают путь, требуя выкуп за

невесту. На всем пути следования свадебного кортежа вплоть до дома жениха будут шлагбаумы из машин.

Друзья жениха, щедро одаривая тех, кто мешает движению, будут выкупать дорогу молодоженам.

Следует отметить, что есть некоторые различия в свадебных обрядах у восточных (кабардинцев) и

западных (бжедугов, шапсугов) адыгов. Например, у западных адыгов принято провожать невесту в дом

жениха.

Невесту сопровождают молодые мужчины, обычно родственники по линии отца, которые на протяжении

всей свадьбы представляют интересы невесты, следят за тем, чтобы к ней относились с должным

уважением и почетом.

Регистрация брака (нэчыхьытх)

Понятие «никях» в адыгский язык вошло из арабского и, соединившись с адыгским словом «тхын»

(писать), образовало термин «нэчыхьытх». При оформлении брака, кроме ефэнды (священнослужителя) и

доверенных девушки и парня, присутствуют и свидетели. Все они должны быть обязательно в шапках.

Ефэнды спрашивает у доверенных (уэчыл), не передумали ли они, согласны ли их подопечные стать мужем

и женой.

Понятие «никях» в адыгский язык вошло из арабского и, соединившись с адыгским словом «тхын»

(писать), образовало термин «нэчыхьытх»

После того как доверенные подтверждают решение молодых, они становятся друг напротив друга,

протянув правые руки. Ладони их рук едва соприкасаются, но большие пальцы плотно упираются друг в

друга. Ефэнды обхватывает правой рукой большие пальцы доверенных сверху. После этого он трижды

произносит молитву, спрашивая каждый раз доверенных по очереди: «Отдаешь?» или «Женишь?». Они в

свою очередь отвечают: «Отдал», «Женил». Затем духовный служитель читает молитву, которую завершает

словом «аминь», и все присутствующие молятся, воздев руки к Богу.

Свадебный кортеж останавливается возле дома жениха, невесту выводят из машины и перед ней

расстилают дорожку из шелковой ткани — «лъэгукIэтын», чтобы судьба невесты была мягкой как шелк.

Невеста проходит по шелковой ткани, ее осыпают зерном, конфетами, орехами, деньгами, чтобы жизнь

молодоженов была благодатной и сытной, затем ее переносят через порог и вносят в дом.

Причем, этот обычай соблюдается неукоснительно на любой адыгской свадьбе, невзирая на то по каким

канонам проходит свадьба. Считается, что судьба будет немилостива к молодым, если вдруг невеста

перешагнет или ненароком встанет на порог, потому, что души умерших родных селятся под порогом, и их

нельзя ненароком потревожить.

Невесту заводят в отдельную комнату, ставят в угол, к ней заходят родственники жениха, которые должны

осыпать невесту сладостями и деньгами за право поднять накидку и посмотреть на невесту. Согласно

обычаям адыгов, как только жених довез невесту до своей калитки, он должен уйти со свадьбы и не

попадаться на глаза старшим рода.

«Нысэищэ» (ввод невесты в большой дом является завершающим этапом)

«Нысэищэ» (ввод невесты в большой дом является завершающим этапом)

«Унэишэ» означает ввод молодой в дом, но сегодня этот обряд чаще всего проводят не дома, а в ресторане

или банкетном зале. Невесту ведут под обрядовую песню к старшим женщинам, которые садятся

полукругом и ждут молодую. Одна из них осыпает невесту пшеном, сладостями и монетами (къепхъых),

что символизирует изобилие, достаток и многодетность. Потом сладости и монеты собирают дети.

Перед приездом невесты выносят овечью шкуру (мэлыфэ) и расстилают шерстью вверх. Большое

количество шерстинок олицетворяет собой многодетность и изобилие будущей семьи. Невеста, которую

бережно поддерживают молодые девушки, наступает на шкуру. Это ее первый шаг в род жениха. Все

внимательно следят за тем, чтобы она сначала ступила правой ногой, ведь все правое адыги считают

счастливым.

Затем одна из девушек, держащих под руку невесту, поднимает ее фату. В старину самая многодетная

женщина лепила хлебный шарик и насаживала на острие копья, которым распорядитель приподнимал фату.

Вслед за этим к невесте с пожеланием обращается уважаемая в роду женщина. Невесте смазывают губы

смесью меда и топленного масла (IурыцIэлъ).

Полагается, что после этого молодая будет красноречивой. Затем женщины бережно вытирают ее губы.

Теперь каждый из сидящих может подойти и поздравить невесту.

Невесте смазывают губы смесью меда и топленного масла (IурыцIэлъ)

Все это происходит в строгом порядке. Начинают с самой уважаемой женщины в роду, а в последнюю

очередь подходят свекор со свекровью. Все подходящие с пожеланием обязательно должны преподнести

подарок (техьэпщIэ) в виде золота или денег. Это дает право им заговорить с невестой.

Адыги говорят, что человек оказывается в центре общества три раза в жизни: в момент рождения, в день

свадьбы и в день смерти. Эти дни должны пройти в родном доме, эти моменты с тобой должны разделить

твои родные и близкие люди, твои родные стены, которые пропитаны энергией твоей семьи и наполнены

душами твоих ушедших предков.

Нысэщэ джэгу (танцы в честь невесты)

Свадебные торжества, как правило, сопровождают гармонист и пхъэчичао (трещоточник).

Восстановлен институт «хьатиякIо» или «джегуако», который держит в руках символ власти — фундуковую

палочку, и руководит свадебным обрядом. Со стороны девушек и молодых людей есть главный, кто их

приглашает на площадку танцевать.

Нысэщэ джэгу — танцы в честь невесты

Щауэишыж (Возвращение жениха)

Поскольку раньше жених совсем не присутствовал на свадьбе и прятался от старших мужчин и домочадцев

у дальних родственников или соседей, проводился обряд по возвращению жениха в дом. Обряд

сохранился, и его проводят на каждой свадьбе. Старшие мужчины во главе с тхьэмадэ (самый старший,

главный), которому предстоит обратиться к жениху со словами примирения, ожидают процессию с

женихом. Под песню молодые люди приближаются к старшим и останавливаются поодаль, вслушиваясь в

их слова призыва вернуться.

Юноша называет имена своих родственников до третьего колена (раньше нужно было представляться до

седьмого колена), чтобы гости могли точно убедиться, тот ли это человек, которого ищут старшие. Тхамада

просит принять чашу примирения. Юноша берет у тхамады чашу с национальным напитком адыгов

(махъсымэ), делает глоток и передает другу, стоящему справа. Затем он принимает из рук старших большой

поднос с едой и передает его стоящему слева другу.

Здесь молодые люди в шутку нападают на жениха, пытаясь отобрать у него шапку. Жених должен сделать

так, чтобы головной убор остался на своем месте. Под прикрытием друзей жених спешит покинуть двор.

На современных свадьбах возрождены следующие обряды:

— женщин со стороны жениха во время самих веселий крадут и запирают в курятнике. Их выкупают, и

веселье продолжается;

— если еще жива бабушка жениха (гуащэжъ – старая свекровь для молодой девушки-невестки), то она берет

мешок с угощениями, закидывает его за спиной и убегает в шутку из дома. Смысл в том что, мол, пришла

вот новая хозяйка и выгоняет меня, житья не даёт! Молодая-невестка уговаривает вернуться бабушку

домой, дарит бабушке мешок со сладостями, убеждает ее, что никто ее не выгонит, что ее будут почитать и

уважать. Бабушка обнимается с невестой, и они возвращаются вместе в дом;

— три девушки из полных семей (то есть у них в наличие живые родители, дедушка и бабушка) по очереди

продевают три раза иголку с золотой нитью на платке невесты. Смысл обряда в том, что от точности и

скорости этой процедуры зависит сноровка и трудолюбие невесты;

— къыфэтэн – отдать за невесту выкуп. Невесту выводят на улицу под завершение свадьбы, в её честь

танцуют и все родственники выкупают невесту;

— под занавес свадьбы во двор въезжает всадник на коне с ружьем, и стреляет в воздух, что означает конец

свадьбы. Часто вместо всадника въезжает автомобиль, который резко заводится и беспрерывно сигналит.

Всаднику или водителю машины вручают ореховую шапку (чы паIо) или ореховый флаг (дэжъые быракъ).

Ореховые предметы готовят родственники жениха.

Следует сказать о том, что до сих пор соблюдается следующий обычай: родители невесты не присутствуют

на свадьбе. После того как невесту привозят в дом жениха, отец жениха вместе с кем-то из родственников

отвозит родителям невесты пшъэшъэ гъэтэджыпкI (плата за то, что девушка встала и ушла из

родительского дома – обычно символическая сумма). Это не калым, как часто любят представлять этот

процесс в современной литературе, а знак уважения к семье невесты.

В тот же день родственники невесты отвозят ее вещи в дом жениха. Родственников невесты на свадьбе

принимают с почетом, для них накрывается отдельный стол, но их пребывание на свадьбе

регламентировано этикетом (максимум два часа).

Источник:

Фонд Адыги

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.