Дербентская гавань и маяк
Дербентский маяк является самым южным маяком в России.
Его высота составляет 18,5 метров. Отметим также, что Дербентский маяк состоит в списке охраняемых памятников и входит в список ЮНЕСКО. Из 26 маяков, действующих на Каспийском море, Дербентский является самым мощным и единственным архитектурно-историческим памятником.
Дербентская гавань известна ещё с древнейших времён, однако у древних авторов не встречаются никакие упоминания о существовании в г. Дербент такого важного атрибута порта, как маяк. Впервые российские корабли появились в районе крепости г. Дербент в 60-х годах XVI века, когда русские войска совершили ряд походов на западное побережье Каспия (именно тогда корабли предположительно впервые вошли в Дербентский порт).
Только в середине XVIII века, с развитием морских грузовых перевозок, открытием регулярных рейсов почтово-пассажирских пароходов на Каспии с заходом в Дербентский порт, появилась необходимость сооружения в г. Дербент маяка. Порт стал быстро развиваться.
Сегодня над входом в восьмигранную башню маяка в г. Дербент виднеются цифры — «1867» (даты строительства и ввода в эксплуатацию разнятся), т. н. дата постройки. Но это не первый маяк в городе. Его предшественника начали строить в г. Дербент в 1851 году — в это время здесь активно развивался морской порт — и закончили через два года. Его возводили по проекту флотского капитана М.И. Савиничева на северо-восточной части крепостной стены. 16 января 1853 года маяк был сдан в ведение помощника надзирателя карантинно-таможенного поста.
Кстати, вслед за тем, как зажглись огни маяка в г. Дербент, было положено начало освещению семи главных городских улиц.
В 1866 году вместо деревянной башни была сооружена каменная.
Дербентский маяк не раз подвергался разрушениям. Впервые конструкция была сильно повреждена во время землетрясения в ночь на 11 августа 1892 года .