Это некоммерческий проект. Если вы хотите разместить контент на этом сайте пишите на вацап 8988-205-80-60

 Если Вы нашли на сайте материалы нарушающие авторские права, просим Вас сообщить нам об этом. Спасибо. 

Кладбище «Кырхляр»

Устная народная традиция и письменные источники сохранили ряд преданий, относящихся к истории ранних арабских завоеваний. Наиболее интересна легенда о 40 первых мусульманских воинах-миссионерах, которые пришли сюда распространять ислам, однако погибли на «пути Аллаха» («сабил Аллах»), т. е. в войне за веру. 

Эта легенда связана с широко известным на Восточном Кавказе культовым местом — огороженным могильником «Кырхляр», расположенным за северной крепостной стеной г. Дербент. Самое раннее арабское название этих 40 «мучеников» зафиксировал турецкий путешественник Эвлия Челеби во время своего пребывания в Дербенте — «Джибл (или джибил) ал-арба‘ин». Второе слово в этой конструкции переводится как «сорок», в данном контексте — «сорок человек», а слово джибл/джибил, согласно Лейну, — как «компания», в смысле «компания людей».

Адам Олеарий, побывавший в Дербенте в 1636 г., воспроизвел в своей книге местную тюркскую форму этого названия как «Керхлер», а также персидское название могильника, хотя и в искаженной форме, — «Джилтенан». Арабское название могильника «Джибл ал-арба‘ин» является почти полной калькой тюркского «Кырклар» и персидского «Чехелтанан/Чилтанан» и переводится как «компания сорока», или «сороковник». Наиболее распространенная в Южном Дагестане версия этой легенды связывает 40 могил Кырхляра с арабскими предводителями, павшими в войне с хазарами.

История повествует о том, что тела павших воинов даже после их долгого нахождения под палящими лучами солнца не портились и не истлевали, а, напротив, источали приятный аромат. Местные жители якобы восприняли это как чудо и приняли ислам.

Крайне любопытные сведения касательно кладбища «Кырхляр» мы находим у российского востоковеда (тюрколог, иранист, монголист), заслуженного профессора Петербургского университета кафедры турецко-татарской словесности И.Н. Березина (1818–1896) в его работе «Путешествие по Дагестану и Закавказью» (1849 г.). В частности, И.Н. Березин акцентирует «суннитский статус» исторического кладбища «Кырхляр», которое у местных шиитов «не пользуется уважением»:

«Как суннитское кладбище, Кырхляр не пользуется у Дербентцев большим уважением, но горные Дагестанцы приходят сюда нередко на молитву».

Тюрколог И.Н. Березин также пишет, что с восточной стороны «Кырхляра» «в изгороди находится небольшая часовня, построенная в 1243 г. (1827–1828), над могилой неизвестного, но весьма уважаемого Шейха…»

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.