Старинные игры и развлечения в аулах Дагестана

7 февраля 2011 - Администратор

РАЗВЛЕЧЕНИЯ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

возможные ошибки, указывайте в комментариях

1.    Хождение к девушкам.
Этот обычай существовал почти в каждом дагестанском ауле.
Например, в Ахвахе к девушке ходили сразу 15—20 парней. Но прежде, чем войти в саклю девушки, они совершали «разведку»,узнавали—дома ли братья или отец.Если кто-то из них был до ма, парни отказывались от своей затеи. Если же в доме и не было мужчин, все равно без разрешения девушки зайти к ней они не имели права. Заходили с её позволения. Побыв некоторое время и оставив свои папахи, выходили из дома. Девушка из всех папах выбирала одну, остальные выбрасывала через окно, чья -папаха была оставлена—тот и мог возвратиться к ней, остальные должны были уйти.
Парень беседует с девушкой и уходит по ее просьбе. С девушкой при этом бывает мать или подруга.

2.    Молодежные визиты в сакли
Раньше в аула'я не было домов культуры и молодые люди место для развлечения искали в чьем-либо доме. Сегодня у одного, на другой день—у другого и т. д. Там они пели, играли на чунгур'е, беседовали, слушали окааки и предания старожилов.

3. Хождение к юношам
Это древний обычай лакцев. Юноши собирались в определенный день в одном доме. Девушка тайком подходила к окошку и выкрикивала имя даноши, который ей нра1вится, и свое. Тот, кого назвали, обязательно должен жениться на представившейся.

4. Девушки отправляются в горы
Интересен аштильакий праздничный обычай. В ночь на 25 июня девушки в праздничных одеждах, с полными хурджунами припасов шли к границе Кулинского района. До утра они оставались в местечке Зурабан кат. Утром сюда верхом на лошадях приезжали юноши, поднимали хурджуны, затем устраивали танцы, песни и т. п.
По-видимому, такой обычай был тесно связан с сельскохозяйственным календарем. Его дата (25 июня) близка к летнему солнцестоянию. Аналогичные празднества можно наблюдать и в других селениях Дагестана.

5. Обычай, восходящий ко времени матриархата
До сих пор в аулах Ицари, Кули, Ганшина живучи отмнуки, восходящие ко времени матриархата.
Девушки, встретив незнакомого человека из других мест с шутками окружали его, всячески подчеркивая свое превосходство.
Они требовали, если он мужчина, вступить в единоборство. Приглашали на танцы, настаивали спеть песню. Если незнакомец возмущался и начинал угрожать, запугивать—его валили и начинали хлестать крапивой по оголенным местам. 
Все эти экзекуции совершались безобидно, с шутками и смехом.

6. Пирожное игрище—обычай, укрепляющий дружбу между аулами
Происходили встречи с молодежью соседних сел. Так было повсеместно в Дагестане. Поводом служили самые различные традиции. Одним из таких поводов    было    пирожное игрище.
В ряде аулов имеются земли, которые носят странное название «Пирожные земли». Такие земли есть в аулах Кубачи, Кара-Корейш, Дибгаши, Калкни, Гунакара, Бускри и других.    Старожилы  рассказывают, что до революции «пирожными    землями» называли места, где молодые люди одного села, собрав со всех домов муку, яйца и мясо,—пекли большой пирог, и лучшие бегуны относили его в соседнее селение.

Один из таких обычаев кубачинцев и калакорейшинцев описал известный этнограф Е. М. Шиллинг. «Селение, задумавшее устроить игрище, пекло гигантский пирог «чутшу» из трех-четырех пудов муки.    Пирог    имел в диаметре Фколо 2 метров. Его начиняли толстым слоем сыра, яиц и мяса. Для печения этого гиганта расчищали место на току, разводили • костер и пекли пирог в золе. Когда пирог пекся, его поворачивали 5—6 человек. Затем парни везли пирог в особой плетеной корзине на лошади или несли на носилках .

В селение    Кара-Корейш. Делалось это тайком. Экспедиция отправлялась вечером, чтобы в Кара-Корейш вполночь. Задача    состояла в том, что-войти незаметно в спящий Кара-Корейш, постянигь пирог пв« домом старшины и крикнуть ему: «Вам пирог, п нам 1фиад« . Старшина должен был ответить:
 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Блок «Поделиться»