Поиск невесты
Поиск невесты для жениха.
Лишь после этого начинался поиск невесты для жениха. Это довольно сложная процедура: не п(росто было выбрать жениха или невесту. Учитывалось все: кто родители, их репутация, состоятельность. Из-за (беднбсти многие не женились до преклонного возраста.
В жизни бывало всякое. Иногда сами молодые находили друг друга. Иных сватали сами родители. Во многих случаях новобрачные не знали друг друга, или виделись мельком.
Юноше и девущке запрещалось встречаться. Если узнавали, что они встречаются без разрешения родителей, то это жестоко обращались.
Не всегда молодому человеку удавалось жениться до своей воле. Не всегда (родители соглашались с выбором невесты. В дореволюционной хронике есть сообщение о том, как Али-Ахмед много раз просил мать засватать любимую им девушку, но та отказывала и ругала его за это.
Тогда сын заявил: «Если ты не хочешь дать мне покоя, то я сам успокою себя». Выхватив пистолет, он застрелил се! бя у ног матери.
Вот другой пример из губернаторских отчетов. В ауле Гамсутль, в Аварии,, была девушка, о которой по всем О: крестны1м селениям шла самая добрая слава—такая она была красивая, скромная, чистая душой и отзывчивая к людям.
Быстро приходит время, когда девочку, еще не ставшую девушкой, в горах считают необходимым выдать замуж. Она мечтала о чистой взаимной любви,—такой, о какой слыхала по задушевным народным песням и по ходившим в горах оказаниям о Лейле и Меджуне.
Но родители были глухи к ее помыслам и признавали только древний, безжалостный адат.
Обычай гласит, что девушку следует выдать замуж пораньше и хорошо, если она не уйдет за пределы своегочрода. Так (был подо: бран и жених для девушки. Он был старый, хмурый, недовольный всем миром и злой сердцам. Но доводился ей двоюродным братом и родители ни о ком другом и слышать не хотели.
Девушка жаловалась матери, спрашивала, не рано ли ей думать о муже. Отец из! бил дочь и напомнил, что за непослушание родителей, адат грозит ей смертью.
С мыслью о смерти девушка тайком ушла из родного аула в хутор Гунтиб. Там она пошла к скале и, закрыв по обычаю голову платком, бросилась в бурные воды Койсу.
По этому поводу и сложена горянками песня-плач.
Она многие годы была в среде горянок одной ив самых распространенных.
Необычайно разнообразны дагестанские обычаи И обряды, связанные с зарождением новой семьи. Когда выбор невесты сделан, родители в некоторых аулах сами ходят сватать, в других—посылают почетного человека просить руки дочери. Бывает и так.
Родители невесты стараются не уронить своего достоинства и никогда не изъявляют сразу своего согласия, а окажут, непременно, у них дочь еще так молода, что они (спросят ее, подумают и т. п.
Если предложение о сватовстве принимается родителя-ми, то с их стороны следует ответ: Инша-Аллах, что в переводе означает: «Если угодно будет Богу».
После согласия происходила церемония обручения в присутствии почетных людей. А затем от жениха отправляли невесте калым—свадебные подарки.
В свою очередь и, родители невесты снабжали невесту всем необходимым в домашнем обиходе. Все, что давали невесте жених и ее.родители, считалось ее собственностью.
Будущий муж об»яаи был назначить жене кебин-: хамк, то есть определенную сумму (или имущество) денег, Обеспечивающую ее на случай развода.
Начиналась подготовка с обеих сторон к свадьбе. Когда все подготовлено—венчают. Кадий или поверенные от жениха и невесты берут согласие.
Поверенные невесты говорят троекратно: «Я отдаю по доверенности такую-то девушку в законную жену такому-то, за столько-то батманов меди или за столько-то быков или коров, или за такое-то количество пахотной земли, или же, наконец, за столько-то денег и такое-то платье, по закону шариата».
Поверенный от жениха говорит: «Я по доверенности от такого-то» и перечисляет названные выше предметы.