Аульские свадебные обычаи Дагестана
Приведем некоторые свадебные обычаи, обряды и приметы, которые бытовали и, наверное, еще долго будут бытовать среди дагестанских народов.
Почти у всех народов при первом посещении представителей родных невесты обычно начинался разговор со следующих слов:, "Мир вашему дому, дай Бог", с такими родителями добрых гостей; для вас, да и такой гостеприимной родни, как вы». На это отвечали «Амин».
Дагестанские обычаи.
Раньше самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой большое количество медной посуды. А в селениях Зубутли и Инха на девушке, у которой отсутствовала медная посуда, вообще не женились.
В селении Харбук невесту встречали у дома жениха выводом к злорового бычка с пометкой. Затем невесту осыпали мукой и в комнате усаживали на мешок с мукой.
По агульскому обычаю, свата надо мучить до тех пар, порог не износится. Первым этапом свадьбы считался сговор маслита». За ним следовало сватовство «<Ишан к! икуб»
Принято, чтобы за несколько дней до свадьбы девуш-киподруж-отправлялись в горы собирать мягкую траву, чтобы набить ею матрас в доме невесты. У буркаханцев новобрачная, когда ее-дут к жениху, должна всю дорогу громко плакать, пока н дет в комнату жениха.
По дороге из селения Ругельда Советского района в селе Сомоду есть высокая скала «Вах1ирайа[раб1бак1»—(буквально означавшая «место, откуда прыгнула невеста».
Девушку из селения Мода насильно выдавали замуж за парня из Ругельды. Ни мольба слезы, ничто не подействовало на родителей. Тогда она решились на этот отчаянный шаг)
В селении Урада мать при первом посещении дома невесты поводу сватовства брала девять с собой пирогов из творога и чаи с медом. Бели мать невесты не брала принесенного, то это означало отказ, сватовство не состоялось.
В старину в селении Тлядал Цунтинского района вдову закрвг-1 вали в доме старики аула, называли ей любого человека (женатом или не женатого) из аула и предлагали выйти за него замуж. А если| тот не соглашался, то именем аллаха его обязывали жениться на ней.
В селении Ванаша-ма! хи по обычаю родственники женила на площади выпекали большое чуду и относили его родственникам; невесты. Иногда размер его достигал в диаметре двух метров.-У урахинцев в такое чуду помещали семь 'бараньих ирудинок. В ' Ванаша-махи перед приходом невесты жених обычно заранее находился за дверью.комнаты. Когда невеста входила в неё, он три раза ударял ее по спине в знак своей власти над ней с этого момента.
Аул Тандо. Жестокими (были законы шариата до отношению к женщине. Если женщина родила ребенка от мужчины, который не состоял с ней в шариатском (браке, то ее сажали на ишака задом наперед и возили по селу, чтобы над ней 'насмехались и оскорбляли ее.
Боли женщина не желала жить с мужем, то ее сажали в отдельную комнату до пакаянйя.
Селение Мегва. Когда невесту приводили в дом жениха, на ее голову сыпали муку, золу, а их соседи шухтинцы сыпали пшеницу.
По гапшиминскому обычаю на третий день свадьбы устраивался танец невесты. Все присутствующие мужчины старались станцевать с невестой. После танца невесты начинался традиционный коллективный танец из одиннадцати женщин и одиннадцати мужчин. Рисунок танца очерчивают водящие—пожилые женщины и мужчина. Этот старинный танец еще и теперь исполняется на свадьбах.
У мегвинцев свадьба длилась три дня, независимо от материального состояния. Для бедняка это обходилось дорого. После такой свадьбы 2—3 года молодожены почти голодали, чтобы расплатиться с долгами.
Цудахар. При выдаче замуж требовалось обязательное согласие девушки и это согласие должны были слышать два представителя: один от родителей девушки и другой—от родителей жениха. Но девушки не противились даже и в том случае, если внутренне были не согласны.
В случае, если девушка отказывалась выйти замуж за человека, названного родителями, ее вынуждали давать согласие.
В иных аулах делалось это через доверенных родителей. В таких случаях девушка должна была громко, чтобы все слышали, сказать: «Выйти замуж согласна, для заключения кебина с таким-то делаю тебя поверенным.
Как правило, в старину в горах.парень мог увидеть девушку, когда она шла на речку за водой или по другим делам выходила из дома. Если понравилась, он мог оказать об этом своему другу, а тот передавал материм.
Один долгожитель села Табтук (ему было более 80 лет) вспоминал, какого женили: «Меня пригласили домой в день свадьбы и оказали; что меня женят. Когда пришел домой, свадьбу была в разгаре. Вечером, когда женщины начали расходиться по домам, а я следил кто же останется дома, кто же моя невеста. И, наконец, в углу комнаты осталась одна, укутанная в одежду. Это была моя жена».
В селении Шухты девушка, имея жениха, могла выйти замуж за другого, если тот бросит в нее камушек или скажет «Доброе утро».
Свадебные обычаи в аулах Дагестана
По буркиханскому обычаю, нареченная, когда едет или идет к будущему мужу, должна всю дорогу рыдать во всеуслышание.
Мюрега. По пути от дома невесты до дома жениха с крыш домов на невесту сипят муку. Это по старинному обычаю означало, чтобы она в этом не имела нужды. Сопровождающие не входят в дом и требуют от родителей жениха подрезать ухо буйволицы или (коровы и привести к невесте. Этот скот становился собственностью молодоженов. После этого требовалось постелить под ноги ковер или палас. Затем невесте давали ложку меда, чтобы ее жизнь бы такой же сладкой.!
* * *
В Эрпелях до свадьбы парень должен избегать родственников девушки, а невеста—избегать родственников жениха. Они не должны появляться в общественных местах.
Если парень находчивый, то встречался с девушкой как бы случайно у её соседей, но обязательно в присутствии подруги.