Танцы, свадебные традиции в селах.
Интересно наблюдать со стороны соревнование между танцующими.
Обычно оно начинается на завершающем этапе танцев. Соревнуются между собой взрослые, молодежь и дети-школьники.
Наиболее преуспевшие тут же отмечаются призами. Во время соревнования, наряду с танцами своего села, исполняются танад соседнего села и других народов. Я никогда не замечал, чтобы в0 время-танца раздавались ненужные выкрики. В ходе танца не дан Ч? пускаются действия с какой-либо стороны, бросающие тень, на танцующую женщину или девушку. Не бывает танцев «в обнимку»
Настоящие народные танцы в аулах ни во время свадеб, ни в праздничные дни не сопровождались денежными приношениями! Начало денежных подачек уходит в старину. Тогда феодал или богач, чтобы подчеркнуть свою знатность и превосходство над; остальной массой, танцуя, давал девушке монету.
К сожалению, от этого пережитка;, унижающего достоинства тацующей девушки, в некоторых местах придерживаются до сих пор.
Действительный член русского географического общества Владимир де Лиля-Адам, побывавший во многих даргинских аулах, рассказывает: «Собирались танцоры и танцовщицы. Музыка состояла из барабана и зурны. Когда музыканты уставали, то кто-нибудь из присутствующих играл на чунгуре. Женщины и девушки, принимавшие участие в танцах, нарядились в лучшие одежды...».
* * *
Среди южнодагестанцев распространение получил танец каре. Он исполняется в разных вариантах. Если танцуется быстро, то носит название табасаранки, если медленно, то именуется пери-заде.-Девушки сами выбирают себе партнеров. Если молодой человек устает, то он вручает организатору танца серебряную монету, которую последний завязывает в угол платка танцующей. Она тогда прекращает танец.
О наших танцах на эстраде и в быту.
Среди различных исторических цитат мне попались сделанные еще в студенческие годы выписки из книг путешественников, которые совершали поездки на перекладных из Москвы в Петербург. Иноземные путешественники «не могли надивиться» страсти русского народа к песне.
Тогда же сделал отметку: «А как у нас в Дагестане?». Имел в виду не профессиональные ансамбли, например «Песни и танца народов Дагестана» и «Лезгинка», не выступления в клубе, не самодеятельность, а то, что вошло в быт.
Побывайте на любой сельской вечеринке в русской семье. Она обязательно заканчивается песнями и старинными протяжными, и бойкими удалыми, и современными.
Известна любовь к песне в быту и у многих народов Кавказа. Принято петь хором у грузин, армян, осетин, кабардинцев, кумыков, чеченцев, аварцев, ногайцев.
Почему-то не получило признания мужское хоровое пение у даргинцев и некоторых других народностей Дагестана. Я был приятно поражен, когда увидел на республиканском смотре сельской художественной самодеятельности выступления мужских хоров Чародинского и Лакского районов. Появились мужские хоры и в лезгинских районах.
Наконец-то! Это—новая черта в нашем быту и она должна развиваться более широко.
В чем исторические корни приглушенности хоровой песни в гора1Х? Дело в том, что раньше песни и музыка не особенно поощрялись (за исключением свадеб), временами даже накладывались запреты. Поэтому песенное творчество и было не особенно развитым. Это вовсе не значит, что горцы не знали песен и не пели их. Нет, конечно, наоборот, они были большими любителями песен. Например, цудахарцы, кунинцы и лакцы пели не только на родных языках, но и на аварском.
Акушинцы пели на лакском языке и, напротив, балхарцы—на даргинском, жители высокогорного Дагестана—на грузинском и чеченском языках, а южнодагестанцы одинаково поют на родном и азербайджанском языках.